Учителям-предметникам
Алгоритм действий учителя при подготовке к уроку
- Проанализируй особенности класса: уровень успеваемости, отношение к предмету, темп работы, подготовленность учащихся, отношение к дисциплине, индивидуальные особенности.
- Учти свои особенности: настроение, тип нервной деятельности, коммуникативность, эмоциональность, профессиональную компетентность, уверенность в своих знаниях, умение импровизировать, умение организовать, умение выбрать методы, формы обучения, подобрать средства.
- Выполни правила, обеспечивающие успешное проведение урока:
- выделить главную идею урока;
-отобрать содержание урока, методы, способы изучения, закрепления материала;
-четко и ясно ставить задачи перед учениками;
-следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование;
-экономить время, поддерживать темп, посильный для большинства.
Анализ урока с ИКТ
Нужно решить, целесообразно ли применение компьютерной техники на данном уроке.
Необходимо оценить обоснованность и правильность отбора методов, приемов, средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся.
Компьютер не должен применяться на уроке ради формы.
Работа и поведение учащихся - важные составляющие комплексного анализа урока с применением ИКТ.
При оценке необходимо определить, как использование компьютерной техники отражается на активности учащихся, их работоспособности на различных этапах урока, как реализуется самостоятельная деятельность, возникает ли возможность реализации личностно-ориентированного подхода в обучении.
Особое внимание на уроке с применением ИКТ должно уделяться здоровьесберегающим технологиям.
При анализе необходимо учитывать соблюдение как технических, санитарно-гигиенических, так и эргономических требований к уроку. Проведение физкультминуток, зарядки для глаз на таких уроках обязательны.
Влияние использования ИКТ на результативность обучения.
Оценка степени обучающего (чему и в какой степени научились), воспитательного (что и в какой степени способствовало воспитанию учащихся в ходе урока), развивающего (что и в какой степени способствовало их развитию) воздействий проведенного урока.
Необходимо проанализировать и то, как использование техники способствовало эффективному закреплению материала и оперативному контролю знаний учащихся и, как следствие, повышению качества обучения.
Примерная схема анализа и оценки урока с применением ИКТ
- Определяются этапы урока с использованием ИКТ.
- Анализируется деятельность учителя по следующим критериям:
- методика использования ИКТ на этапах урока (применяется адаптированная методика использования средств ИКТ, применяется авторская методика использования средств ИКТ, используются электронные образовательные ресурсы как источник дополнительной информации по предмету);
- обоснованность методов использования средств ИКТ (служат активизации познавательной деятельности учащихся, способствуют решению дидактических задач урока, способствуют достижению цели урока);
- организация учащихся при работе с использованием ИКТ (повышение эффективности учебной деятельности учащихся, способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, расширение зоны индивидуальной активности учащихся, реализация личностно-ориентированного подхода в обучении);
- обоснованность методов использования средств ИКТ (служат активизации познавательной деятельности учащихся, способствуют решению дидактических задач урока, способствуют достижению цели урока);
- организация учащихся при работе с использованием ИКТ (повышение эффективности учебной деятельности учащихся, способ самоорганизации труда и самообразования учащихся, расширение зоны индивидуальной активности учащихся, реализация личностно-ориентированного подхода в обучении);
- 3. Анализируется влияние использования ИКТ на выполнение плана урока; достижение целей урока; повышение эффективности и качества обучения.
Дополнительные критерии оценки урока
Уместность применения ПК, по сравнению с традиционным уроком
Степень самостоятельности педагога при работе с ПК
Степень самостоятельности работы учащихся при работе с ПК
Степень интерактивности предложенного ресурса
Как подготовить современный урок
Урок – главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? Рекомендации: приведенные ниже, могут помочь учителю в подготовке такого урока. Изложим их в той последовательности, в которой готовится урок. Итак:
- Первое, с чего надо начать подготовку урока:
- четко определить и сформировать для себя его тему;
- определить место темы в учебном процессе;
- определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
- и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.
- Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
- Спланировать учебный материал урока.
Для этого надо:
Подобрать литературу по теме. При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский
учебник, энциклопедическое издание, монография (первоисточник), научно-популярное издание. Надо отобрать из доступного материала только тот, которые служит решению поставленных задач наиболее простым способом.
Подобрать учебные задания, целью которых является:
- узнавание нового материала;
- воспроизведение;
- применение знаний в знакомой ситуации;
- применение знаний в незнакомой ситуации;
- творческий подход к знаниям;
Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:
- задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
- задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником.
- Продумать изюминку урока:
Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному и пр.
- Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена деятельности учащихся.
Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.
- Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:
- что контролировать;
- как контролировать;
- как использовать результаты контроля.
- Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий, приборов, технических средств обучения. Проверить, все ли работает. Продумать вид классной доски так, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
- Продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению.
- Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части:
- формальную;
- содержательную;
- аналитическую.
Формальная часть выглядит так:
Урок № Дата Тема: Цель: Задачи: обучающие – развивающие – воспитывающие – Оборудование:1.__________ 2.___________ 3.____________
Последовательность отдельных этапов урока
|
К примеру:
Организации – 1 мин.
Самостоятельная работа – 10 мин.
Новый материал – 20 мин.
Демонстрация фильма – 5 мин.
Закрепление – 7 мин.
Задание на дом – 2 мин.
Литература:
1._______________________
2._______________________
3._______________________
(с указанием страниц)
Содержательная часть – состоит из двух частей:
1) тексты всех заданий, новый учебный материал, решающие задачи, рекомендации по выполнению домашнего задания. Особенное внимание обратить на то, чтобы вопросы учителя в конспекте были выделены другим цветом;
2)таблица, в которой зафиксировано, что, на этом этапе урока делают ученики и учитель. Она может выглядеть так:
Этап урока |
Ученики |
Учитель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Аналитическая часть – заполняется после урока. Указания по этой части даны в методических рекомендациях «Как проанализировать свой собственный урок».
КАК АНАЛИЗИРООВАТЬ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ УРОК?
Педагогическая профессия по природе своей профессия творческая. Но что такое творчески работающий учитель? Понятие это довольно емкое. Если на это попытаться ответить коротко, то можно ответить так: творчески работающий учитель – это человек, обладающий в первую очередь высокой педагогической культурой. Одним из слагаемых такой культуры является аналитическое мастерство. Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для учителя как человека творческого. Любое творчество нередко представляет собой перестройку уже сложившейся деятельности, ломку старых устоявшихся представлений, переход деятельности в новое качество. А это невозможно без анализа накопленного опыта. Учитель должен уметь анализировать свою деятельность, но в первую очередь урок как основную ее форму.
Из чего же складывается такой анализ? Попробуем ответить на этот вопрос.
- Первое, что должен сделать учитель, анализируя свой урок, – определить его место в теме и общем курсе, а так же задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для учащихся после урока.
- Попытка соотнести поставленные цели урока для учащихся и для учителя с достигнутыми на уроке и определить причины успеха или неудачи.
- Определить уровень формирования на уроке знаний (логичность подачи материала, научность, доступность, трудность, нестандартность) и умений (соответствие путей формирования специальных умений общепринятым умениям, прочность отработанных умений, степень их автоматизма).
- Ответить на вопрос, что нового дал данный урок для развития ума, памяти, внимания, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения, для формирования интереса к данному предмету.
- Подумать, насколько оптимально был выстроен урок? Соответствовал ли он вашим интересам, темпераменту, уровню учебной подготовки и развитию учащихся, специфике класса? Адекватна ли была организована деятельность учащихся обучающим, развивающим и воспитывающим целям урока?
- Попробовать оценить степень активности учащихся на уроке. Сколько раз и кто из них выступал на уроке, почему молчали остальные, как стимулировалась их работа, насколько были продуманы их действия при подготовке к уроку, что из этого получилось?
При этом надо руководствоваться непреложным правилом недопустимости оценки личности ученика при оценке его работы, сравнивание его с другими учащимися, данного класса с другими классами.
- Каким был темп урока? Поддерживался ли интерес учащихся к уроку на всё его протяжении? Как была организована смена видов деятельности учащихся на уроке? Как был организован учебный материал, что было дано в виде «готовых заданий», до чего «докумекались» сами учащиеся?.
- Ответить на вопрос, как в ходе урока была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт учащихся и насколько актуальным для них был учебный материал урока?
- Очень важным для урока является та его сторона, которая связана с контролем за деятельностью учащихся. Надо постараться оценить, как эта работа была организована на уроке, как контролировалась домашняя работа учащихся? Весь ли труд учеников был проверен? Насколько быстро и эффективно это было сделано?
- Поставить перед собой вопрос и постараться ответить на него: как задавалось домашнее задание? Был ли инструктаж детальным и четким? Было ли проверено, как учащиеся его записали? Продумана ли его проверка?
- Попытаться охарактеризовать психологическую атмосферу урока, степень доброжелательности, взаимной заинтересованности всех участников урока, характер их общения.
- Наконец, немаловажным является настроение учителя после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чем причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошел, целесообразно было бы изменить в нем? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?
Надо помнить, что многие неудачи урока связаны с настроением учащихся после предыдущего урока. Поэтому далеко не лишне постараться узнать о проблемах учащихся еще до своего урока. Они живые люди, и на их настроение и желание работать могут оказать влияние многие факторы, о которых мы можем просто не догадываться.
И ещё необходимо помнить о том, что, каким бы ни был урок, требовалось определенное мужество, чтобы его провести. Наличие его сыграло немаловажную роль в тех достоинствах, которыми урок обладал.
Конструирование современного урока
Конструирование современного урока
Обучение сегодня – это педагогическое конструирование активного взаимодействия ученика с объектом познания, культуры. Роль учителя при этом в том, что он организатор этого конструирования, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты. Основной формой работы учителя остается урок. Поэтому уметь конструировать урок, знать структуру урока, современные требования к нему – основа успешной деятельности любого педагога.
Школа – это социальный институт, она решает задачи, поставленные обществом. Поэтому формирование педагогической цели идет на основе социального заказа, который трансформируется в деятельности конкретного учителя. Педагогическая цель в определенных условиях превращается в педагогическую задачу, при этом задача, воспринятая учеником, выступает мотивом его деятельности. Правильно поставленная задача – 50% успеха урока. Когда учитель формулирует педагогическую задачу конкретного урока, он идет обычно от содержания учебного материала. Поэтому очень часто не осознает важность работы по постановке целей, а ведь цели и содержание взаимосвязаны. Педагогическая задача (цель) конкретного урока складывается из:
- познавательной составляющей (предметной, содержательной, ложащейся на поле деятельности);
- воспитательной составляющей, являющейся главной в современном уроке;
- развивающей составляющей (развитие интеллекта и эмоциональной сферы, формирование воли).
Насколько верно и четко учитель сформулирует триединую цель урока – настолько верно он определит содержание учебного материала, выберет методы и формы обучения. Таким образом, целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок необходимо идти от цели, а не от содержания. Цель урока трансформируется в педагогические задачи:
- Информационная: что и чему будем учиться?
- Операционная: как и каким образом будем учиться?
- Мотивационная: зачем нам это надо?
- Коммуникативная: с кем и где?
Если задача воспринимается учеником, то она выступает мотивом учения. Задачи урока должны находиться в сфере интересов ученика, он должен знать, зачем ему нужны эти знания, и где их можно применить. В общую структуру урока включается личностный опыт учащихся. Цель и содержание определяют методы, т.е. способы взаимосвязанной деятельности учителя и ученика. Именно здесь проявляется стиль работы учителя.
Известный русский дидакт М.А.Данилов отмечал: «… в бесконечном потоке множества уроков можно подметить известную повторяемость и вычленить структуры уроков, встречающиеся чаще других». Под структурой учебного занятия понимается логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока. В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия. Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий:
- организационный этап;
- этап проверки домашнего задания;
- этап актуализации субъектного опыта учащихся;
- этап изучения новых знаний и способов деятельности;
- этап первичной проверки понимания изученного;
- этап закрепления изученного;
- этап применения изученного;
- этап обобщения и систематизации;
- этап контроля и самоконтроля;
- этап коррекции;
- этап информации о домашнем задании;
- этап подведения итогов занятия;
- этап рефлексии.
Из этого набора этапов учитель создает самые разнообразные комбинации в соответствии с решаемыми на уроке задачами. Основной этап определяет тип учебного занятия. Традиционные уроки бывают следующих типов:
- урок усвоения новых знаний;
- урок повторения и закрепления;
- урок применения знаний и умений;
- урок обобщения и систематизации;
- урок контроля и оценки знаний;
- урок коррекции знаний.
Можно выделить еще один тип урока – комбинированный урок. До сих пор он остается самым распространенным типом. Комбинированный урок включает следующие этапы: организационный, этап проверки домашнего задания, этап всесторонней проверки знаний, этап актуализации знаний, этап усвоения новых знаний, этап закрепления знаний, инструктаж о выполнении домашнего задания, подведение итогов учебного задания, этап рефлексии. Недостатком комбинированного урока является предсказуемость действий педагога, что снижает познавательный интерес учащихся.
Есть этапы, обязательно присутствующие на каждом уроке: организационный, актуализация знаний, инструктаж о выполнении домашнего задания, подведение итогов и рефлексия. Пренебрежение или недостаточная четкая отработка этих этапов обязательно приведет к тому, что цели урока не будут достигнуты в полном объеме. Организационный этап, очень кратковременный, определяет весь психологический настрой урока. Приветливые, доброжелательные слова учителя, спокойная уверенная манера являются условием выполнения задач данного этапа. Этап актуализации субъектного опыта учащихся обеспечивает мотивацию учения школьников и включение их в совместную деятельность. Домашнее задание обычно задается практически на каждом уроке, но очень часто этот этап ограничивается только информацией о том, что нужно выполнить. Но обязательно должна быть информация о том, как его выполнить. Вместе с учениками должен быть определен план его выполнения, даны необходимые пояснения. Подведение итогов и рефлексия тоже имеют очень важное психологическое значение. Оценка результатов работы класса и отдельных учеников может стать и стимулом к дальнейшей работе, и доказательством успешности, и важным фактором создания положительного эмоционального настроя.
Наиболее оптимальной формой конструирования педагогом образовательного процесса, совмещающей в себе тематическое планирование с поурочным, считается технологическая карта.
Технологическая карта позволяет избежать типичных ошибок, совершаемых при традиционном планировании учебного процесса:
- отсутствие взаимосвязи между целями уроков;
- отсутствие четкого отбора материала учебного занятия в соответствии с ведущими линиями учебных предметов;
- отсутствие взаимосвязи между формами и методами на уроках;
- использование занятий одного типа.
В технологических картах указаны цели изучения каждой темы, что должен знать и уметь учащийся на каждом уроке, определен тип урока, форма контроля, перечислено оборудование и домашнее задание.
Самым показательным конечным результатом любого образовательного процесса является состояние здоровья учащихся, при этом под здоровьем понимается состояние полного психического и физического благополучия. Что может сделать каждый учитель для здоровьесбережения на своих уроках?
Во-первых, рационально организовать урок, что предполагает на 20 и 35 минутах урока физкультминутки, эмоциональные разрядки, смену видов преподавания и видов деятельности учащихся. Минутками отдыха могут стать игровые разминки. Они и позволяют снять утомление, повысить двигательную активность, дать эмоциональную разрядку. Но если это делает только один или два учителя, то результата не будет. Нужна система работы учителей всей школы. Во-вторых, главное, что позволяет сохранить психическое здоровье – это нравственная атмосфера, которая определяется именно учителем. Этому способствуют принципы педагогики сотрудничества: полноценное межличностное общение, построенное на уважении к чужому мнению и на доверии.
Правила на каждый день, которые помогут учителю:
- Я не источник знаний на уроке – я организатор урока и помощник ребят.
- Ребенок должен знать цели занятия, для этого обязательно они формулируются вместе с учениками и находятся в сфере их интересов.
- Исключить из своего лексикона слова: «ошибочный ответ», «неправильно» и т.д. Вместо этого, постоянно обращаться к ученикам, с предложением обсудить, используя следующие структуры: «А как вы думаете…», «Я думаю, что …, но может, я ошибаюсь …».
- Никаких монологов на уроке! Только диалог, живой, в котором участвуют все.
- На каждом уроке сочетание форм организации работы: индивидуальная, в парах, групповая, коллективная.
- Самое главное – эмоциональный настрой. Я умею управлять своими эмоциями и учу этому детей.
Схема плана-конспекта урока
Дата
Класс
Урок №
Тема:
Цель:
Тип урока:
Методы:
Оборудование:
Последовательность этапов урока:
- организационный
- проверка домашнего задания;
- всесторонняя проверка знаний;
- подготовка к усвоению нового материала;
- усвоение новых знаний
- закрепление новых знаний;
- информация о дом. задании, инструктаж
Содержательная часть урока:
Этап урока |
Время |
Приемы, методы |
Что делают ученики |
Что делает учитель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания.
Аналитическая часть урока:
Самоанализ урока
Класс
Тема урока
Тип урока и его структура
- Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?
- Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (количество слабоуспевающих, сильных учащихся). Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
- Какова триединая дидактическая цель урока, ее обучающий, развивающий, воспитательный аспекты, дать оценку успешности в достижении ТДЦ урока, обосновать показатели реальности урока.
- Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап урока и дать его полный анализ, основываясь на результатах обучения на уроке.
- Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап.
- Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целью урока.
- Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В какой форме и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний?
- Психологическая атмосфера на уроке и общение учащихся и учителя.
- Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?
- Наметить перспективы своей деятельности.
Памятка «Простые истины хорошего урока»
Урок начинается со звонка на перемену.
Класс необходимо проветрить и привести в порядок доску, подготовить необходимое оборудование урока, технические средства. Нельзя это делать на уроке!
Порядок на партах – порядок в умах.
Войдя в класс, ученики должны сразу приготовить все необходимое к уроку. Это должно стать нашей школьной традицией. Плохо, когда ученики готовятся к уроку в течение всего урока.
Приличные люди здороваются.
После того как ученик подготовился к уроку, он обязательно должен приветствовать учителя. Это значит – он должен спокойно встать у своего стола и сесть только после того, как поприветствовал учителя.
Отмечайте присутствие учащихся на уроке.
Учащиеся должны быть уверены в том, что учитель непременно проверит факт их присутствия на уроке.
Задавая – проверяй.
Нет более глупой и «тупой» работы, чем непроверенное домашнее задание.
Кто предупрежден, тот вооружен.
Учитель должен всегда сообщать тему урока и его план, виды деятельности, оговаривать, за что он будет ставить оценки. Это организует и учителя, и учащихся.
О домашнем задании.
Объяснение домашнего задания – это обязанность учителя и часть урока, а не перемены. Этим педагог обеспечивает хорошее настроение и себе, и детям.
А напоследок я скажу…
Каждый урок должен иметь свой итог. Учитель должен продумывать его заранее.
Урок должен заканчиваться так, как начался.
Учитель благодарит учащихся за урок, предлагает привести рабочее место в порядок и: «До новой встречи!»
Ребенок приходит в школу преисполненный желания учиться. Так почему же он теряет интерес к учебе ? Виновата ли в этом школа и ее методы обучения? Какую роль при этом играет учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
На эти и многие другие вопросы искали ответы не только наши современники, но и педагоги прошлых лет.
К.Д.Ушинский пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда , когда есть вдохновение , рождающееся от успеха в овладении знаниями . Ребенок , никогда не познавший радости труда в учении , не переживший гордости от того , что трудности преодолены , теряет желание интерес учиться (20,142 ). Первой заповедью воспитания К. Д. Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения.
Главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха.
Создание ситуаций успеха приводит к сотрудничеству учителей с учащимися . В условиях сотрудничества можно выделить три ведущие характеристики действий учащихся :
- ребенок осуществляет поиск недостающих ему знаний;
- в процессе обучения ученик активен, понимает, что ему еще надо узнать;
- обращение в случае незнания к учителю без жалобы на свои трудности.
Организация сотрудничества между учителем и учащимися, создание отношений доверия и взаимопонимания, переживание радости и успеха гуманизируют процесс обучения, формирует у его участников уверенность в себе и уважение.
Ситуация успеха и ее типы.
- Неожиданная радость. Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания.
- Радость познания.
- Общая радость.
Что помогает создать ситуацию успеха на уроках:
- уровневая дифференциация
- игровые ситуации
- творческие задания
Для того, чтобы сформировать положительную "Я-концепцию" необходимо:
-видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" – вот убеждение учителя).
-создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: "Учиться победно!".
- исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка; понимать причины детского незнания и неправильного поведения, устранять их, не нанося ущерба достоинству, "Я-концепции" ребенка ("Ребенок хорош, плох его поступок").
-предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его").
.
Требования к деятельности учителя
Требования к деятельности учителя:
- высокий уровень научно-теоретической подготовки в вопросах содержания, теории и методики преподавания предметов;
- способность к исследовательской деятельности, включающая умение видеть проблемы и противоречия педагогической ситуации и находить пути их разрешения;
- владение методами педагогического (методического) исследования; умение прогнозировать и оценивать его результативность;
- владение системой современных педагогических методов и технологий;
- умение моделировать учебные занятия, факультативные занятия и т. д.;
- высокая результативность образовательного процесса по предметам и учебного труда учащихся;
- обеспечение формирования ключевых компетенций учащихся на основе специальных и общеучебных умений и навыков;
- умение обучать учащихся приемам самостоятельной и кооперативной учебной деятельности, поиску необходимой информации.
Учитель должен знать:
- содержание и проблемы образования на первой ступени общего среднего образования;
- требования учебной программы;
- требования к уровню подготовки учащихся по предметам;
- критерии 10-балльной системы оценивания результатов учебной деятельности учащихся;
- дидактические подходы к содержанию и методике преподавания на первой ступени общего среднего образования в условиях безотметочного обучения;
- специфические особенности преподавания предметов;
- современные педагогические технологии, методики и средства обучения;
- влияние личностно ориентированного подхода на содержание обучения, выбор приемов, техник обучения;
- приемы стимулирования и контроля, взаимо- и самоконтроля деятельности учащихся.
Учитель должен уметь:
- грамотно отбирать материал и логически выстраивать разнообразные задания в соответствии с поставленными целями и задачами;
- варьировать формы работы на уроке;
- грамотно, критически и конструктивно провести самоанализ урока, т.е. обладать способностью к рефлексивной деятельности;
- анализировать действующие УМК по предметам, материалы по методике преподавания;
- вести исследовательскую работу;
- грамотно использовать разнообразные технические средства обучения, применять информационные технологии обучения;
- находить нужную информацию с помощью различных источников, включая, в том числе, и современные мультимедийные средства, Интернет-ресурсы; определять степень ее достоверности и новизны, сохранять и использовать для решения широкого спектра задач, адаптировать ее к образовательному процессу;
- организовать самостоятельную исследовательскую и проектную работу учащихся;
- отбирать необходимый теоретический и практический материал для использования его с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;
- владеть разнообразными приемами мониторинга учебного процесса.
Результативность работы учителя составляют следующие критерии:
- качество знаний учащихся;
- участие в школьных и районных олимпиадах;
- участие в конкурсах, проектах и т. д.;
- наличие авторских методических разработок, печатных публикаций;
- предоставление опыта работы для обсуждения, распространения и обобщения на уровне учреждения, района, области, республики;
- разработка методических рекомендаций с опорой на собственный опыт.
Для анализа эффективности работы педагога по развитию своих профессиональных компетенций можно использовать следующие показатели: повышение квалификации за последние 3 года, участие в работе школьного методического объединения, темы по самообразованию, обобщение опыта и т.п.
Современный урок
Какие требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как стремление, настроение учащихся;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Критерии эффективного урока
- Конкретность поставленной цели и задач
- Создание ситуации успеха
- Обучение через открытие
- Демократичность и открытость
- Результативность
- Качество учебного материала
- Формирование ключевых компетенций
- Способность ученика проектировать свою деятельность
- Разнообразие методов, приёмов
- Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
- Творчество
- Педагог управляет проблемно-поисковой, творческой или исследовательской деятельностью учащегося.
Создание ситуации успеха как один из факторов повышения учебной мотивации
Создание ситуации успеха как один из факторов
повышения учебной мотивации.
Сегодня часто можно услышать, что современные дети не хотят учиться. Это значит, что у них отсутствует мотивация. Изменить ситуацию можно двумя путями:
заставить детей хотеть учиться или научиться учить по- другому, чтобы школьники сами хотели учиться . Первый способ трудный и неприятный , но достижимый.
Другой способ более интересный и приятный, так как опирается на внутренние стимулы к учёбе. Однако, реализация такого способа невозможна без существенного изменения педагогических средств, которые используются, в создании и поддержании учебной мотивации.
Источники учебной мотивации
- Ощущение себя активным субъектом учебного процесса, от которого зависит итог.
Этому содействуют те педагогические технологии, которые позволяют детям принимать активное участие в получении знаний, а не быть их пассивными потребителями.
Техника проблемных вопросов.
«Что произойдёт, если…?»
«На что похоже…?»
«Каким образом можно использовать для…?»
«Каким образом… влияет на …?»
- Ощущение свободы выбора.
Меньше использовать фразы:
« вы должны», «вам необходимо», « вы обязаны».
Больше использовать фразы:
« вы можете», « у вас получится», « у вас есть варианты…»
3.Ощущение себя компетентным.
Учебная мотивация запускается не столько объективным успехом, сколько ощущением личной успешности.
Это происходит тогда, когда учитель комментирует процесс и итоги учебной деятельности.
Очень важно, что конкретно слышит в таких ситуациях.
Правила позитивной обратной связи.
1.Обратная связь должна быть ясной, конкретной и содержательной.
Дети должны знать, за что их хвалят, чем конкретно учитель обрадован, и впечатлён.
2.Позитивная обратная связь должна быть индивидуально ориентированной, без сравнений с другими учащимися, это значит, оценивается динамика развития- сравниваются умения сегодняшние и вчерашние.
3.Необходимо стремиться находить слова поддержки и использовать жесты одобрения для всех детей.
Если в классе хвалят одних и тех же учащихся, создаётся ощущение несправедливости
учителя, что очень сильно демотивирует.
Система посещения урока
Система посещения урока
- Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе, с целью знакомства с системой работы учителя, оценки оптимальности избранной структуры занятия, оптимальности сочетания методов и приемов обучения.
- Посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня в разных классах с целью изучения соответствия методических приемов возрастным особенностям учащихся (это относится к учителям иностранного языка, физической культуры и здоровья, музыки).
- Посещение уроков разных учителей в одном классе, с целью оценки объема получаемой учащимися информации на протяжении учебного дня, суммарного объема домашних заданий, выполнения учащимися единых требований, интенсивности их труда на разных уроках, стиля и различной методики работы.
- Посещение уроков в течение рабочей недели в одном классе с целью изучения систематической работы каждого учащегося, его самостоятельности активности и инициативы, качества выполнения домашнего задания.
- Посещение уроков в разных классах с целью изучения отдельных проблем образовательного процесса (эффективность организации самостоятельной работы, степень сформированности у учащихся специальных и общеучебных умений и навыков, формирования интереса к обучению, организация образовательного процесса в условиях безотметочного обучения и т.д.).
ПАМЯТКА ПОСЕЩАЮЩЕМУ УРОК
- Цель анализа сформулирована четко и осознанно.
- Программа наблюдения поставлена путем расчленения цели. В ходе анализа имеет место движение к поставленной цели в соответствии с про-граммой.
- В процессе анализа выделяются составные части урока – этапы или дидактические моменты, определяются, какой из них в зависимости от ТДЦ урока является типообразующим, а какие будут условиями его эффективного осуществления.
- Дается характеристика микроструктуры каждого этапа.
- Выполнение ТДЦ последующих этапов и достижением ТДЦ УРОКА.
- Анализируются системообразующие связи урока: ТДЦ-ТДЗ этапа, ТДЗ одного этапа – ТДЗ другого этапа.
- Определяется, как в силу воздействия этапов друг на друга образуется конечный результат урока и по нему оценивается эффективность.
- Рассматривается на основе изучения последовательной связи этапов путь развития урока.
- Определяется место и роль урока в разделе и теме.
- Структура, функционирование урока, его конечный результат исследуется в связи с целью посещения урока и программой наблюдения.
- Выводы и оценка качества проведения урока осуществляется, исходя из его конечного результата.
- Формируются конкретные предложения по устранению педагогом обнаруженных в ходе анализа недостатков, указывающих пути и время их исправления, а также повторной проверки.
ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА
ТРИЕДИНАЯ ЦЕЛЬ УРОКА
Триединая цель урока - это заранее запрограммированный учителем результат, который должен быть достигнут учителем и учащимися в конце урока.
Триединая цель урока - это сложная составная цель, вбирающая в себя, как мы уже писали, три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремиться учителя и ученики, и если она определена неточно или учитель плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить
Триединая цель урока - основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на уроке, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны. Поэтому ТЦУ в соответствующей интерпретации (только познавательный и в отдельных случаях развивающий аспекты) должна ставиться перед классом в ученическом варианте.
ТЦУ есть тот систематизирующий стержень, без которого урок никогда не превратиться в целостную систему.
ТЦУ носит общий характер. Она не может быть достигнута сама по себе. Ее обязательно необходимо декомпозировать (расчленить) на цели этапов и учебно-воспитательных моментов, если урок четко распределяется на этапы, или на цели учебно-воспитательных моментов, если логическое построение урока не связано с его членением на этапы. Иными словами, речь идет о построении "дерева целей" урока, где ТЦУ будет "генеральной целью", а задачи учебно - воспитательных моментов - рубежами ее достижения.
Что же представляет собой состав ТЦУ? Рассмотрим каждый аспект.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ аспект ТЦУ
Это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:
- Учить и научить каждого ученика самостоятельно добывать знания. Учить чему-нибудь других значит показать им, что они должны делать, чтобы научиться тому, чему их учат!
- Осуществлять выполнение главных требований к овладению знаниями: полноту, глубину, осознанность, систематичность, системность, гибкость, глубину, оперативность, прочность.
- Формировать навыки - точные, безошибочно выполняемые действия, доведенные в силу многократного повторения до автоматизма.
- Формировать умения - сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
- Формировать то, что учащийся должен познать, уметь в результате работы на уроке.
"...целесообразно при планировании образовательной цели урока указать, какого уровня качества знаний, умений и навыков учащимся предлагается достигнуть на данном уроке: репродуктивного, конструктивного или творческого"
РАЗВИВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
Это наиболее трудный для учителя аспект цели, при планировании которого он почти всегда испытывает затруднения. Чем это объясняется? Думается, что в основу затруднений заложены две причины. Первая заключается в том, что нередко учитель стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие ребенка происходит гораздо медленнее, чем процесс его обучения и воспитания, что самостоятельность развития относительна, и что оно осуществляется в значительной мере как результат правильно организованного обучения и воспитания. Отсюда следует, что один и тот же развивающий аспект цели урока может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы.
Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.
- Развитие речи: Обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции (новые знания приносят новые аспекты понимания); усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность); овладение учащимися художественными образами, выразительными свойствами языка. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ - показатель интеллектуального и общего развития ученика
- Развитие мышления
Очень часто в качестве развивающего аспекта ТЦУ ставится задача учит учащихся мыслить. Это, конечно, прогрессивная тенденция: знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком. Однако в таком виде цель не будет достигнута, ибо она общая, ее необходимо планировать более конкретно.
u Учить анализировать,
u учить выделять главное,
u учить сравнивать,
u учить строить аналогии,
u обобщать и систематизировать,
u доказывать и опровергать,
u определять и объяснять понятия,
u ставить и разрешать проблемы.
- Овладение этими методами и означает умение мыслить
- Развитие сенсорной сферы. Здесь речь идет о развитии глазомера, ориентировки в пространстве и во времени, точности и тонкости различения цвета, света и тени, формы, звуков, оттенков речи.
- Развитие двигательной сферы. Оно предусматривает: овладение моторикой мелких мышц, умением управлять своими двигательными действиями, развивать двигательную сноровку и т.п.
ВОСПИТЫВАЮЩИЙ аспект ТЦУ
По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим. "Учить и воспитывать - как "молния" на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка - творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке", - писал в "Учительской газете" (10.02.81) учитель литературы 516-й школы г. Ленинграда Е. Ильин
Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
"Воспитывающее обучение - это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Поэтому воспитательная цель урока будет охватывать одновременно целый ряд отношений. Но эти отношения достаточно подвижны: из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели и ее задачам должно быть неугасающим и постоянным.
С какими же нравственными объектами вступает ученик во взаимодействие на уроке?
Прежде всего- это "другие люди". Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться учителем на уроке независимо от его предметной принадлежности. Отношение к "другим людям" проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность. Интегральным по отношению ко всем остальным качествам является гуманность. Формирование гуманных отношений на уроке - непреходящая задача учителя.
Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет ученик, является он сам, его "Я". Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность
Третий объект- общество и коллектив. Отношение ученика к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам - все это проявляет отношения школьников к коллективу, к классу. Бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям, максимальная работоспособность на уроке - в этом ученик проявляет себя как член общества.
Важнейшей нравственной категорией, отношение к которой необходимо формировать и все время развивать и которая постоянно присутствует на уроке, является труд.
Отношение ученика к труду характеризуется такими качествами: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Все это подвластно влиянию учителя на уроке.
И, наконец, пятым объектом, который как нравственная ценность постоянно присутствует на уроке, является Родина. Отношение к ней проявляется в добросовестности и ответственности, в чувстве гордости за ее успехи, в озабоченности ее трудностями, в желании достичь наивысших успехов в умственном развитии, чтобы принести ей пользу, в общем отношении к учению и своему учебному труду. Чрезвычайно важно, чтобы учитель раскрывал эту высокую связь с Родиной и все время развивал ее у ребят.
Мы в соцсетях & RSS